МИЛАЯ ФРЭНСИС: КВАРТИРА КАК СПОСОБ БЫТИЯ
Режисер: Ноа Баумбах
Актори: Грета Гервиг, Майкл Эспер, Мики Самнер
Студія: Pine District Pictures, RT Features, Scott Rudin Productions
Прем'єра: 1.09.2012
Френсис – молодая жительница Нью-Йорка, которая учится на танцовщицу. Она не имеет собственной квартиры и весь сюжет выстраивается именно вокруг этой ее жизненной черты. Фабула выглядит примерно так: Мы есть то, где мы живем. Когда 27-летняя Френсис у своего парня, то она милая спокойная девушка, оказавшись в съемной квартире – она бесшабашная подруга Софи, творящая всякие глупости. Расставшись с парнем и подругой, Френсис переезжает к двум парням-обалдуям. Живя у них в квартире, она заражается вирусом «несвидабельности» и превращается в неряшливую холостячку. Случайным образом она переезжает на выходные в пустую квартиру в Париже, в чужое семейное гнездышко. Примерно так она себя там и чувствует – неуютно и чуждо. Приезжая в родительский дом – Френсис прилежная дочь. Живя в школьном общежитии – она оборачивается в растерянную девочку, какой, наверное, была в детстве. В итоге она возвращается в первую квартиру, но уже пройдя большой путь от плохой танцовщицы с нестабильным материальным положением к обеспеченному хореографу-постановщику.
Жизнь как круговорот квартир – не самый популярный сюжет в современном кинематографе, однако нельзя не вспомнить картину Ричарда Ловенштейна «Он умер с фалафелем в руке» (1991). Слоган фильма говорит обо всем: Некоторые люди готовы делать что угодно, лишь бы не платить за аренду. Правды ради стоит отметить, что в этом фильме герои вовсе не менялись внутри, меняя лишь оболочку. Альбинос, загорающий при луне, писатель, гоняющийся за потоком сознания вне любых рамок, банковский клерк, живущий в палатке, просто нацисты, лесбиянки, геи, истеричные актрисы, язычники, плохие копы, плохие хозяева жилищ, плохие бандиты… Никто совсем не меняется, поэтому практически любую квартиру за определенное количество времени они способны превратить в привычное для себе болото обыденности, ссор и бессмыслицы, из которых получаются выдающиеся цитаты поцмодернистской культуры. Френсис же глубже, она как зеркало – отражает ту среду, в которой оказывается. Она рефлексирует и хочет меняться, ищет выходы и пути к чужим душам…
Несмотря на постоянную смену обстановки и эмоций, картина смотрится плавно и легко, не захватывая дух, как и не утомляя чрезмерной размеренностью. Операторская работа поглощает, а черно-белая картинка вызывает симпатию. Фильм легко и приятно смотреть, впрочем, наверное, как и забыть через некоторое время, как героиня забывает свои предыдущие квартиры…