Поводырь vs Племя: кого на Оскар?
Все годы независимости Украины главной проблемой нашего кино было его отсутствие. Раз в год на одном из кинофорумов вроде «Молодости» или Одесского кинофестиваля все восторгались добротным украинским фильмом и говорили о возрождении национального кинематографа. Дальше разговоров дело не шло… Министерство культуры все так же воровало деньги выделенные на кино, а таки снятые фильмы в лучшем случае имели скромный отечественный прокат. Так было с картиной «Тени незабытых предков», так было с «Тот, кто прошел сквозь огонь», были еще «Креденс», «Обычное дело», «Параджанов», «Счастье мое», «Штольня» в конце концов. В общем, раз в год выходил полнометражный фильм, о котором можно было говорить, но не более…
В этом году в Украине вышло два заметных фильма и, как это у нас принято, не обошлось без скандала. Один из фильмов – «Поводырь», работа над которым продолжалась три года; прежде всего потому, что он снимался на государственные деньги, а с ними всегда проблема. Бюджет фильма порядка миллиона долларов, что, в принципе, является адекватной цифрой для добротной украинской полнометражной драмы. Режиссер Олесь Санин умудрился за эту сумму снять качественное историческое кино про слепого бандуриста и его маленького поводыря в тяжелое время советской коллективизации. Другая картина – «Племя» Мирослава Слабошпицкого. Короткометражные работы Мирослава неоднократно номинировались на европейские кинопремии, одна даже стала лауреатом престижного кинофестиваля в Локарно. В основном, Слабошпицкий экспортирует европейцам постсоветский развал и депрессию бытовой Украины, что ценители арт-хауса с радостью съедают. В принципе, на европейских кинофестивалях от украинцев ничего другого и не ожидали никогда. Чего стоят только «Ядерные отходы» Слабошпицкого, суть которых заключается в том, что ядерные отходы это сами люди. С другой стороны, свежеиспеченное «Племя» уже отхватило три престижные награды на Каннском кинофестивале. Да и, в принципе, фильм довольно новаторский, поскольку снят без единого диалога и оперирует лишь языком жестов.
И все бы ничего, да вот сели в Украинском оскаровском комитете и решили выдвинуть на Оскар от Украины фильм «Поводырь», раз уж надо кого-то выдвигать. Творческая группа «Племени» направила в Украинский оскаровский комитет открытое письмо с просьбой провести повторное голосование. Режиссер «Племени» Мирослав Слабошпицкий высказал недоверие членам комитета, а также обвинил их в необъективности, предложив кинообщественности выступить с протестом против их решения. Олесь Санин, в свою очередь, сделал заявление, предложив именно зрителям выбирать претендента от Украины на «Оскар».
«Задета честь достойных людей. Поэтому фильм «Поводырь» вызывает фильм «Племя» на дуэль. Не в фэйсбуке, а в кинотеатре. Максимально большой зал, два фильма, зрительское голосование. Только оно сегодня может служить эталоном справедливости. Пусть зритель решает», – прокомментировал Санин.
Украинская киноиндустрия поспешила разделиться в мнениях. Например, Денис Иванов, гендиректор компании «Артхаус трафик», считает, что более уместным было бы направить на «Оскар» экспериментальное «Племя», у которого есть все шансы удивить строгих киноакадемиков. Стоит правда отметить, что «Артхаус трафик» является прокатчиком «Племени» и непосредственно заинтересован в продвижении фильма. Андрей Халпахчи, директор кинофестиваля «Молодость», считает, что «Поводырь» больше подходит для участия в премии «Оскар», потому что он полномасштабен, тогда как «Племя» – камерная работа». Сам же скандал, вызванный недоверием к оскаровскому комитету, может привести к тому, что в этом году Украину вообще дисквалифицируют.
Формат предложенной дуэли в данном случае некорректен, поскольку фильм «Племя» в прокате уже идет полным ходом, и когда будет из него выходить, то «Поводырь» лишь войдет в эту воду. Не исключено, что создатели фильма «Племя» просто делают себе пиар за счет скандала. Как и не исключено то, что Украинский оскаровский комитет заинтересован в том, чтобы именно снятый за государственный счет «Поводырь» выдвигался на престижную кинопремию.
А собственно кто решал? В Украинский Оскаровский комитет, созданный при Ассоциации продюсеров Украины, входят актриса Ада Роговцева, кинорежиссер Олег Фиалко (председатель комитета), лауреат двух технических премий «Оскар» Анатолий Кокуш, председатель Национального союза кинематографистов Сергей Трымбач, кинокритик Владимир Войтенко, писатель и сценарист Андрей Курков, продюсер Алексей Серков, продюсер Дмитрий Колесников.
Кстати, на счет самого выдвижения. Претендовать от ка¬кой-ли¬бо стра¬ны на «Оскар» – еще не значит попасть в конкурс. Сперва формируется лонг-лист, затем из него отбираются картины для шорт-листа, и лишь потом можно говорить о какой-то победе.
Мы с Вами свечу не держали, поэтому однозначно ничего сказать не можем. С другой стороны, мне есть что сказать о самом кино. Любой международный кинофорум это прежде всего презентация своей страны. Каким образом должна выглядеть моя страна, чтобы мне не было стыдно или неловко? Хочу ли я, чтобы моя страна показывалась депрессивной, «животной», в которой много людей-отходов, и выжить они могут лишь объединившись в племя, чтобы силой забирать у людей то, что они считают нужным? Хочу ли, чтобы европейцы и дальше считали мое государство местом для секс-туризма, где можно снять парочку глухонемых проституток лет шестнадцати? Хочу ли я, чтобы украинское кино и дальше ассоциировали с чернухой и тяжелым арт-хаусом на злобу дня? Вряд ли. Да, это выдающаяся экспериментальная форма, которая держит в напряжении два часа, но сюжет сводится к тому, что можно каждый день увидеть в новостях.
«Поводырь» не гениален. Он нарочит. Советские персонажи угловато плохие, беспринципные и неприятные. Украинцы полны достоинства и наделены положительными чертами. В целом фильм делает ревизию небольшого отрезка истории, пытаясь оторваться в нем от общности с СССР. В нашей стране война. Между правильным патриотическим полотном взывающим к национальной гордости и депрессивной, если не сказать чернушной, лентой о социальной драме выброшенных на маргинес людей я выберу первое. Да и время такое: большая мода в мире на украинское, очередное переосмысление совкового прошлого. В такой момент в мире будут завороженно смотреть то, что актуально, что болит: и тема диктата и украденной свободы страны несомненно более выгодны в этом контексте. Но это мое мнение. Так что все идите и смотрите. Это важно. Это наше. Это мы. Быть может, это и наш оскар…